Историко-литературный сайтдля ценителей творчества Дж. Р. Р. Толкина
Здесь я планирую выкладывать легенды и предания, написанные мною с использованием творческого метода Дж. Толкина для того, чтобы снимать нестыковки и противоречия его произведений. Неизбежно у меня возникнут свои, но это уже, как я надеюсь, будет история кого-нибудь другого.
Раздел «Легенды об Эльфах» – старейший в моих попытках критического осмысления творчества Толкина. Название его восходит к немецкой книге Agricola, Ch. Schottische Sagen von Elben und Zauber. Insel-Verlag Leipzig, 1988, которую я нашёл в Научной библиотеке почти тридцать лет назад. Тогда это название показалось мне заманчивым – от него веяло очарованием волшебного мира, уже знакомым по «Хоббиту», «Властелину колец» и особенно «Сильмариллиону», загадочностью, зовущей к внимательному изучению материала. Правда, тогда я ещё не представлял себе, в каком направлении необходимо работать, что нового по сравнению с Толкином я могу привнести в тему, где английский филолог стал первопроходцем. Но спустя много лет я наткнулся в древнеиндийских гимнах «Ригведы» на легенду о том, что Эльфы, которых индусы называли Рибху, обрели Бессмертие и вечную молодость благодаря своему труду:
Поработав упорно и успешно, (эти) жрецы, будучи смертными, достигли бессмертия.
Рибху, сыновья Судханвана, солнечноглазые, в течение года соединились с силами прозрения.
(RV I, 110:4).
И тогда я понял, что нужно в корне менять саму концепцию Эльфов, тем более, что у Толкина были все предпосылки к этому. Я решил, что Эльфы не будут изначально бессмертными творениями некоего божества, а станут таковыми в результате биологической и социальной эволюции.
Этот замысел хорошо соотносился и с главной моей задачей – воспеть мифопоэтическими средствами науку и человеческий труд, убрать из мифологии религиозный компонент и вернуться к изначальной сущности мифа, о которой в своё время говорил М. Горький: «Бог в представлении первобытных людей… являлся художественным обобщением успехов труда и «религиозное» мышление трудовой массы нужно взять в кавычки, ибо это было чисто художественное творчество» [Горький, М. О советской литературе // Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1934: 6].
Когда-то наша Земля, что зовётся Арда, была совсем непохожа на ту, что мы видим ныне. Не было ни озёр, ни рек, ни долин, а горы, смыкаясь друг с другом, не давали прохода. Тогда, ещё до Создания Смертных, далеко-далеко на Юге обитало маленькое племя первобытных людей, живших охотой и собирательством. Правила племенем властная женщина по имени Нин Хур Саг.
Когда-то давным-давно наша Земля была совсем не похожа на ту, что мы видим ныне. И случилось так, что однажды у некоего человека в маленьком племени первобытных людей, живших далеко на юге, родился необычный ребёнок.
Прошло тысячу Древних Лет с тех пор как люди Эримона покинули кольцо гор, где обитало племя Нин Хур Саг. К тому времени они уже достигли совершенства в охоте и в изготовлении орудий труда, а тела их обрели внешнюю красоту и стать. Срок их жизни заметно увеличился, но они по-прежнему старились, а на их лицах лежал отпечаток страстей, рождённых горячим дыханием Юга.