Историко-литературный сайтдля ценителей творчества Дж. Р. Р. Толкина
Данный раздел посвящён творческому методу Дж. Толкина и литературному творчеству вообще. В нём собраны материалы творческой площадки клуба, где я пытался применить метод Дж. Толкина на практике. Результаты этого применения отражены в разделе «Моё Средиземье». Здесь же мне хочется подробнее осветить сам метод и перспективы его использования, а также рассмотреть произведения Дж. Толкина на фоне других писателей-классиков, работавших в этом же направлении.
В одном из писем издательству Хафтон Миффлин Дж. Толкин когда-то писал: «Фундаментом творчества было изобретение языков, и скорее мир создавался под эти языки, чем наоборот. В моём случае сначала появлялись имена, а потом истории» [Letters, №165]. Оказывается, схема эта хорошо известна учёным-языковедам и связана она с интересными свойствами человеческого языка, в частности, двух его уровней, знакомых нам ещё со школы, ‒ морфологии и синтаксиса.
Итак, в предыдущей публикации я рассказал о том, что слово исторически представляет собой сжатый текст, а потому особенно значимые слова, среди которых первое место занимают имена собственные, могут разворачиваться в истории о тех, кому эти имена принадлежат. Теперь же давайте посмотрим, как эту особенность языка использовал в своём творчестве Дж.Р.Р. Толкин.
27 января 2022 года исполнилось 190 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла. А знаете ли вы, что изначально Алиса должна была отправиться в Страну Эльфов и что, несмотря на профессию математика, Льюис Кэрролл использовал в своём творчестве чисто лингвистические методы, став предтечей Дж. Толкина в литературе?