Историко-литературный сайтдля ценителей творчества Дж. Р. Р. Толкина
Раздел посвящён мифологическим существам мира Дж. Толкина, причём под «народами» я подразумеваю не только Эльфов, Гномов и прочих антропоморфных существ, но и Драконов, Призраков и другую специфическую живность, хотя затевался этот раздел именно из-за Эльфов. Статьи раздела созданы, в основном, по одной схеме: сперва я анализирую названия народов в языках, изобретённых Дж. Толкином, затем – контексты его произведений, а потом эти персонажи рассматриваются в зеркале реальных языков и древних текстов. Это позволяет максимально полно реконструировать облик и характер существ, населяющих литературное Средиземье.
Да, Илуватар, конечно, не «народ», но именно с него начинается иерархия человекообразных персонажей толкиновской мифологии, а потому я поместил очерк о нём именно здесь, тем более что проблем с этим образом не меньше, чем с Айнурами и Валарами, и решение их будет первым шагом в рассмотрении мировоззренческих основ мифологии Средиземья.
Несмотря на чисто литературный, мифопоэтический характер творчества Дж. Толкина, его противники и поклонники упорно пытаются соотнести это творчество с традиционными представлениями, широко распространёнными в современном обществе, а потому, когда речь заходит об Айнурах, то первая реакция вполне предсказуема: «В легендах об айнурах очевидны параллели со сводом христианских легенд об ангелах и о падении Люцифера (у Толкиена – Мелькора). Вот что пишет об этих параллелях современный исследователь творчества Толкиена П. Малков: «Попробуем взглянуть на параллели между айнурами Толкиена и ангелами христианства. Айнуры ‒ не просто слуги, рабы Илуватара; он говорит с ними, способствует их самосовершенствованию, мыслит их подобными себе. Христианская традиция учит нас тому же» [Королёв 2005: 13-14]. Попробуем разобраться, так ли это.
Чаще всего Валаров толкиновской мифологии, как и Айнуров, называют ангелами. Типичное высказывание мы находим в уже упоминавшейся в связи с Айнурами энциклопедии: «В своих письмах и интервью Толкиен неоднократно называл валаров «ангельскими силами». Если экстраполировать эту аналогию и попытаться «уместить» валаров в иерархическую классификацию ангелов (знаменитые девять ангельских чинов), мы обнаружим, что валары занимают промежуточное положение между серафимами, херувимами и архангелами» [Королёв 2005: 85]. Но дело в том, что Валары, будучи воплощёнными Айнурами, ещё меньше похожи на ангелов, чем Айнуры в целом.
Эльфов без преувеличения можно назвать центральными персонажами толкиновской мифологии. В своих письмах Толкин дважды подчёркивает, что его мифология «эльфоцентрична» (Elf-centred) [Letters, 181; 212], а один раз заявляет, что предпочёл бы писать «по-эльфийски» [Letters, 165]. Я полностью разделяю увлечение английского писателя и хочу посвятить Эльфам несколько публикаций. Сперва я рассмотрю образ Эльфов по материалам самого Толкина, так как относительно них существует масса стереотипов.
Вторая сложная проблема связана с ростом Эльфов Толкина и особенностями их старения. Особенно с последним, поскольку в массовом сознании сложился стереотип о вечно юных и почти неизменных Бессмертных. Но это не совсем так.
Упоминаний о бессмертии Эльфов в произведениях Толкина настолько много, что не имеет смысла их цитировать. Зато имеет смысл внимательно изучить контексты, чтобы понять, насколько бессмертными в действительности считал их английский писатель. Начну я, как обычно, с раннего периода его творчества.
Орки, на мой взгляд, самый «проблемный» народ Средиземья. Чего только о них не писали вплоть до того, что они – бедные и несчастные жертвы «эльфийской пропаганды» или даже «дикари, очернённые европейскими колонизаторами» [Фрумкин 2013: 217]. Такие, мягко сказать, произвольные трактовки породили не менее ожесточённые споры о расизме Толкина, что не способствовало более глубокому пониманию его творчества. Поэтому обратимся, как всегда, к текстам.