Отличительной особенностью изобретённых Дж. Толкином языков является их сложность. Если обычные искусственные языки, вроде Эсперанто, создавались по упрощённой схеме, то английский филолог максимально реалистично отобразил в «эльфийских» языках сложность и нерегулярность настоящей, историчной грамматики со всеми её правилами и исключениями. В этом «эльфийским» языкам уступает даже клингонский, который при всей вычурности и экзотичности обладает регулярной грамматикой. Я начну с категорий и форм имени, куда относятся существительные, прилагательные и счётные слова, бывшие в древних языках прообразом числительных.
Определение понятий
Прежде всего, необходимо оговорить, что и как мы изучаем. В нашем случае – это язык, воплощенный в речевых формах и представленный своими содержательными категориями. По соображениям, о которых я говорил в публикации «Зачем всё это нужно», я буду говорить об исторической грамматике и сразу же хочу предоставить слово замечательному нашему языковеду В.В. Колесову, который дал исчерпывающие определения всем основным понятиям, доступные даже неспециалисту:
«Предметом описания исторической грамматики является речь, воплощенная в лингвистических формах и представленная в тексте. Объектом исследования становится язык, воплощенный в речевых формах и представленный своими содержательными категориями. И речь, и язык одинаково предъявлены каждый своим содержанием и формами его выражения.
Предметное поле описания дано как явленная сознанию сущность, тогда как объектом изучения (язык) является сама эта сущность, требующая истолкования. Выделенные в определении термины требуют объяснения.
Речь ‒ конкретное говорение во времени, представленное в звучании или в тексте. Язык ‒ абстрактное представление о системе знаков, отражающей мышление и служащей средством общения. Объект (от лат. objectum ‘предмет’) ‒ существующее вне сознания, объективно, явление внешнего мира; в отличие от этого предмет ‒ явленное чувству и сознанию конкретное явление, представляющее тот же объект.
Речь ‒ явление, язык ‒ сущность этого явления. Термин явление ‒ калька с греч. φαινόμενον “являющееся” (феномен), это проявление сущности в доступных наблюдению формах. Сущность же главное внутреннее содержание, составляющее суть явления, например категории языка. В свою очередь, категория (от греч. κατηγορία “обвинение”) есть наиболее общее понятие, отражающее самые существенные свойства языка. Например, категория падежа образует строгую систему всех падежных форм в их речевом проявлении. Форма в таком случае (от лат.forma ‘наружный вид’) ‒ это грамматическое средство выражения грамматической категории» [Колесов 2009: 7]. Конкретным воплощением категории в нашем сознании является парадигма. Термин этот восходит к греческому слову παράδειγμα “подобие” и обозначает общность конкретных форм [Колесов 2007: 20]. Ну вот, теперь можно переходить к склонению.
Что такое склонение
Для начала вспомним азы школьного курса по русскому языку. Термин склонение имеет два значения:
1. Изменение слова по падежам и
2. конкретная парадигма этого изменения.
В современном русском языке (СРЯ) таких склонений три:
1. Существительные женского и мужского рода с окончаниями -А, -Я: мама, тётя, папа, дядя;
2. Существительные мужского рода без окончаний (говорят ещё с нулевым окончанием) и среднего с окончаниями -О, -Е: стол, село, поле;
3. Существительные женского рода без окончаний, но с мягким знаком на конце: мышь, ночь.
Дополнительной словарной формой по традиции является форма родительного падежа, где хорошо проявляются особенности склонения: мамы, тёти, папы, дяди (1-е склонение), стола, села, поля (2-е склонение) и мыши, ночи.
Это – материал 4-го класса. Теперь добавим к нему материал 7-го класса:
4. Разносклоняемые существительные: десять слов на -МЯ с окончаниями 3-го склонения во всех падежах, кроме творительного, где появляется окончание 2-го склонения: время-времени-временем (сравни ночь-ночи-ночью) и
5. несклоняемые существительные: пальто, СССР.
Обратите особое внимание на то, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется суффикс -ЕН-. Косвенными называются все падежи, кроме именительного. Кроме того, часть слова без окончания называется основой: время, но времен-и. Как видите, в СРЯ существительные распределяются в склонения по роду и окончаниям, при этом категория рода является простым классификатором слов, то есть нет никакой связи между родовой принадлежностью слова и сущностью того объекта, который этим словом обозначается: вилка не более «женственна», чем нож «мужественен», и даже в словах, обозначающих одушевлённые предметы, показатель рода не всегда совпадает с полом: мама, но папа. А есть ещё слова так называемого общего рода, которые формально относятся к женскому роду, но обозначают лиц обоих полов: плакса, злюка, работяга и т.д.
В связи с этим типы склонений в СРЯ тоже являются классификационными.
Парадигматический принцип
Теперь давайте заглянем немного в прошлое и посмотрим, как обстояли дела в Древнерусском языке.
Древнерусский период в истории русского языка датируется IX—XIV вв. и связан с формированием и развитием древнерусской народности, объединившей все славяноязычное население Восточной Европы [Горшкова, Хабургаев 1981: 27]. Это период Киевской Руси и феодальной раздробленности, начавшийся Крещением князя Владимира и закончившийся образованием Московского государства и победой на Куликовом поле.
В начале этого периода парадигмы склонения были более разнообразны, потому что у имён ещё сохранялись старые окончания, включавшие гласные Ъ и Ь, обозначавшиеся буквами еръ и ерь, которые со временем превратились в твёрдый и мягкий знаки.
Превращение это произошло потому, что буквы еръ и ерь обозначали слабые гласные, именуемые редуцированными. По произношению они походили на конечный гласный в английском слове mother ['mʌðə], то есть современное слово стол записывалось как столъ а произносилось ['сто-лə]. Да, и в нём было два слога, а не один. Современное слово ночь записывалось, вроде бы также – ночь, ‒ но произносилось тоже в два слога: ['но-ч’ə], и ерь там было не мягким знаком, а окончанием.
При склонении учитывались не только конкретные окончания, которых было много, но и твёрдость или мягкость конечного согласного основы, поэтому учёные выделяют следующие типы склонений:
1. вода: род. п. воды;
2. земля: род. п. землѣ;
3. столъ: род. п. стола;
4. отьць: род. п. отьця;
5. село: род. п. села;
6. поле: род. п. поля;
7. сынъ: род. п. сыну; им.п. мн.ч. сынове;
8. ночь: род. п. ночи; твор. п. ночию;
9. путь: род. п. пути; твор. п. путьмь;
10. слово: род. п. словесе; имя: род. п. имене; теля “телёнок”: род. п. теляте;
11. камень: род. п. камене;
12. учитель: род. п. учителя;
13. мати “мать”: род. п. матере; дат. мн. матерьмъ; кръвь “кровь”: род. п. кръве; дат. мн. кръвьмъ;
14. свекры “свекровь”: род. п. свекръве; дат. мн. свекръвамъ.
[Горшкова, Хабургаев 1981: 145-156].
Сразу обращу ваше внимание на суффиксы, вроде -ЕН-, которые появляются в косвенных падежах, отличаются разнообразием и регулярностью. Так, сынъ, например, относится к 7 типу, а столъ – к 3-му, потому что в косвенных падежах вместо основы сын- появляется основа сынов-. Она, кстати, есть и в СРЯ: сын-сыновья-сыновий.
В применении к древнерусскому периоду лучше говорить не о склонениях, а о парадигматических классах, так как перечисленные группы различаются именно особенностями парадигм.
Тематический принцип
А вот теперь я перехожу к самому интересному. Если заглянуть в прошлое немного дальше, то мы сталкиваемся уже со старославянским языком – первым литературным языком всех славян, созданным Кириллом и Мефодием в IX веке и известным по рукописям X-XI вв. Внимательный читатель уже наверное заметил, что нижняя граница старославянского совпадает с нижней границей древнерусского периода в истории СРЯ. Это неудивительно, поскольку русский язык относится к восточнославянской ветви славянских языков, а старославянский создавался на базе присолунского диалекта, близкого к староболгарскому, который относится к южнославянской ветви (подробнее см. публикацию «Генеалогическая классификация языков»). Развивались эти ветви параллельно, просто старославянский, как первый литературный язык всех славян, оказал серьёзное влияние на отдельные славянские языки, включая и древнерусский. Самое интересное, что распад праславянского языкового единства полностью завершился только к XIII веку, а значит старославянский язык стал письменной фиксацией многих явлений, характерных для общеславянского языка-основы. В том числе и древних типов склонения, которых в глубокой древности было шесть.
Существительные старославянского языка распределялись по склонениям совсем иначе. Главным их показателем была тематическая, или соединительная, гласная, оставшаяся ещё со времён индоевропейского праязыка. В старославянском она претерпела изменения, но для удобства склонения определяют именно по ней:
1. *ā, *jā: мьгла (*mighlā), доуша (*dhusi̯ō);
2. *o, *jo: влькъ (*u̯l̥1ku̯os), иго (*i̯ugom);
3. *i: ношть (*noku̯tis), звѣрь (*g’hu̯ēris);
4. *u: сынъ (*sūnus);
5. *ū: кры “кровь” (*krūs);
6. на согласный: муж. р. *n: дьнь (*di-n); жен.р. *ter: мати (*mā-ter); ср.р. *men: врѣмѧ (*uer-men), *ent: рѣбѧ (*erbh-ent), *es: слово (*k’leu-es).
Если присмотреться к старославянским словам и их древним праформам, которые записаны под звёздочкой, поскольку не зафиксированы письменностью, а реконструированы учёными, то можно заметить процесс переразложения основ – то, что когда-то было соединительными гласными, превратилось в окончания, например: *u̯l̥1ku̯-o-s > *wilk-u-s > *vьlk-ъ > *vlk-ъ, где Ъ – остаток тематической гласной *о – уже не связка, а окончание.
И теперь – самое интересное. Почему соединительная гласная называется «тематической»? Дело в том, что в древности склонения были тематическими группами, то есть слова распределялись по ним с учётом значений, а не окончаний, как в древнерусскую эпоху, или рода, как в СРЯ. Значения этих групп позволяют многое узнать о мировоззрении наших предков. Так, например, 1-2 склонения были самыми молодыми, и к ним относились слова, обозначавшие знакомые и близкие человеку реалии – «своё», а вот 3-е склонение объединяло понятия, чуждые человеку – «чужое». Этим объясняется, в частности, тот факт, что конь (животное домашнее, главный помощник человека) относится ко 2-му склонению, а елень (дикое животное) – к 3-му, и это при том, что внешне (формально) они ничем не отличаются. Поэтому и окончания в старославянском у них были разные: род. п. коня, но елени, при СРЯ коня и оленя.
6-е склонение было самым древним, поэтому тематическая гласная ещё не появилась, когда оно стало объединять слова разных родов. Там ведущую роль играли тематические суффиксы, например, *ent, означавший детёнышей: рѣбѧ, телѧ, жрѣбѧ при русском ребёнок, телёнок, жеребёнок. История склонений отражает общий принцип развития языковой системы: от содержания к форме, или, по выражению отечественного лингвиста В.И. Абаева, от идеологии к технике. Именно поэтому изучение истории языка проливает свет на историю народа, о чём я поговорю в публикации «Культура в зеркале языка». А пока мы переходим к системе склонения «эльфийкого» языка Квенья.
Система склонения в Квенья
Базовые принципы строения «эльфийского» имени изложены в 21-м номере журнала Parma Eldalamberon, где опубликованы рукописи Дж. Толкина, касающиеся этого вопроса [DN]. Толкин разделил существительные своего языка на 8 склонений, различавшихся конечными звуками основы и количеством слогов. Всего в этой системе насчитывается 30 полных регулярных парадигм и до 50 вариантов [DN: IV], но я приведу упрощённую систему, разработанную «для практических нужд» [DN: 2]:
1. *ā: kirya “корабль” им.п. kiryan, род. п. kiryo.
2. *ō: ondo “камень”, им.п. ondon, род. п. onduo.
3. *ē: lasse “лист” им.п. lassen, род. п. lasseo.
4. *ī: tāri “королева” им.п. tāri, род. п. tārio.
5. *ū: veru “муж” им.п. veru, род. п. veruo.
6. Многосложные с согласным в им.п.: filet “паутина” им.п. filet, род.п. fileko.
7. Односложные с согласным в им.п.: ner- “мужчина” им.п. nēr, род. п. nero.
8. Неправильные: mā- “земля” им.п. mān, род. п. mō.
Сразу обращу внимание на то, что в Квенья, как и в реальных индоевропейских языках, у существительных на согласный основа в именительном падеже не совпадает с косвенными падежами: старослав. мати-матере, Кв. filet-fileko. Такую же ситуацию можно обнаружить и в финском, который относится не к индоевропейской, а к уральской языковой семье: sormus “кольцо” род. п. sormuksen. Именно поэтому формы косвенных падежей – хороший источник по реконструкции праязыкового состояния. Так, например, для русского слова мать уверенно восстанавливается древняя форма *mater, которой соответствует английск. mother. Для финск. sormus ‒ *sormukse, которая проверяется ливским sūormõks, а для «эльфийского» filet ‒ *filek с параллельной формой из языка Номов fileg [GL: 35]. Именно поэтому в словарях обычно даются формы родительного падежа, а при необходимости – и сама основа, для удобства склонения:
Латинский: pāx f (genitive pācis) “мир”.
Квенья: ear n (g.sg. earen) “море” [Etym: 349]. N в данном случае означает существительное, а g.sg. – родительный падеж.
Теперь о тематическом принципе. У Толкина он тоже присутствует, хотя и несколько отличается от индоевропейского. Древнейшие имена, аналогично реальным, обладают основой на согласный [ENS: 70], а долгие *ā, *ō, *ē используются для различения пола и категории рода [ENS: 81-82]. *ī и *ū примыкают к *ē и *ō, обозначая «женское» и «мужское». Но при этом базовые краткие гласные не имеют никакого тематического смысла, а в отношении долгих Толкин писал, что первоначально выбор их определялся законами благозвучия и только впоследствии стал «перекрываться» значениями категории рода, но эта тенденция никогда не перешла в полновесную закономерность [ENS: 81]. Действительно, если мы посмотрим на полный список склонений, который я не буду приводить из-за его громоздкости, то увидим, что Толкина больше интересовали фонетические, а не тематические явления, что не должно нас удивлять, так как в его представлении Эльфы были высокоразвитыми существами, а значит, их мышление было более системным и похожим на научное. Этот факт может удивить иных толкинистов, представляющих Эльфов некими эфемерными созданиями, которые всё время грустят и поют романтические баллады. Увы, поскольку Толкин был учёным-филологом, то и язык Эльфов, изобретённый им, соответствовал строгой лингвистической системности, а вся романтика была не более, чем старинным антуражем, отражавшим субъективные взгляды писателя. Эту же картину мы наблюдаем и в письменности, о чём я писал в публикации «Письменность Квенья».
Тем не менее, он, разумеется, заимствовал кое-какие элементы тематизма, что хорошо видно на примере показателя *ā, который образует формы женского рода, например, Varda, конкретные имена, например, kirya “корабль”, а также собирательные формы, которые могут принимать значение абстрактных понятий, например, tengwesta “грамматика (букв. собрание материалов касательно письменных источников tengwe)” [ENS: 82]. В индоевропейском праязыке долгие гласные, включая *ā, также имели значение женского рода и собирательности [Гамкрелидзе, Иванов 1998: 282], которая на поздних этапах дала различные варианты множественности, например, форму множественного числа среднего рода [там же: 283], что хорошо видно в русском языке: жена-сёла. Кстати, именно по этой причине во многих языках, например, древнегреческом, при подлежащем, выраженным формой множественного числа среднего рода, сказуемое стояло в единственном числе, например: τὰ πράγματα ἄγεται ἐς κοινὸν "дела ведутся сообща". τὰ πράγματα с характерным окончанием -А – это множественное число среднего рода, как и в слове дела, а ἄγεται – единственное число от глагола со значением «вести».
Но, как и в случае с письменностью, тематизм смотрится на фоне строгой системности и формальности несколько чужеродно.
Итог
Подведём итоги. Система склонения «эльфийского» языка Квенья отличается сложностью и отлично воспроизводит соответствующие системы настоящих языков, со всеми исключениями и разнообразием. Это отражается, прежде всего, в сложных основах, которые не совпадают с формами именительного падежа и требуют отдельного запоминания. Но в то же время соотношение тематического и классификационного принципа организации склонений выглядят немного искусственно, так как Толкин стремился придать грамматике своего языка современную системность, а тематические группы являются языковым архаизмом.
И всё же толкиновский язык – хорошая иллюстрация реальной структуры языков и его изучение является удобным способом знакомства со сравнительно-историческим языкознанием, если вы не филолог, но вам интересна история и культура.
Тексты Дж. Толкина
DN – Declenition of Nouns // Parma Eldalamberon: The Book of Elven Tongues. Ed. By Ch. Gilson, C.F. Hostetter, P. Wynne and A.R. Smith. Vol.21, 2013. P. 1-42.
ENS – Eldarin Noun Structure // Parma Eldalamberon: The Book of Elven Tongues. Ed. By Ch. Gilson, C.F. Hostetter, P. Wynne and A.R. Smith. Vol.21, 2013. P. 70-87.
Etym – The Etymologies // The History of the Middle-earth. / Ed. by Ch. Tolkien. Volume 5. The Lost Road and Other Writings. – L. : HarperCollins Publishers, 1993.
GL – Gnomish Lexicon // Parma Eldalamberon: The Book of Elven Tongues. Ed. By Ch. Gilson, C.F. Hostetter, P. Wynne and A.R. Smith. Vol.11, 1995.
Литература
Гамкрелидзе, Т.В., Иванов, В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы : реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры / Т. В. Гамкрелидзе, В. В. Иванов. - Благовещенск : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учеб. пособие для ун-тов. ‒ М.: Высш. школа, 1981.
Колесов, В. В. Историческая грамматика русского языка : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Колесов. ‒ СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ ; М. : Издательский центр «Академия», 2009.