Историко-литературный сайт
для ценителей творчества Дж. Р. Р. Толкина

lo

В этом разделе собраны статьи и заметки о мифопоэтическом и культурно-историческом фоне, на котором Дж. Толкин создавал свои произведения. Фон этот весьма разнообразен, поскольку английский писатель, следуя метафорическому определению волшебной сказки как «супа», в котором варятся «бычьи кости» ее источников и материала, любил добавлять в свои «блюда» самые экзотические ингредиенты. Часто забывается, что это именно ингредиенты, а не «доказательства» верности тех или иных трактовок, а потому обнаружив, например, в книгах Дж. Толкина элементы христианской мифологии «исследователи» тут же объявляют, что его книги «глубоко христианские» по сути; найдя элементы гностицизма, приписывают гностицизм самому писателю, или начинают отрицать очевидное, если сами не являются гностиками; объёмные заимствования из скандинавской мифологии принимают за языческое содержание и начинаются споры и попытки уложить литературную сказку в прокрустово ложе идеологических установок. Я же хочу рассмотреть творчество Дж. Толкина в свете источников и материала, оценить, как писал в своё время один из лучших переводчиков «Властелина Колец» В.С. Муравьёв, «намеки и отсылки, оценить сопряжения и соответствия, то есть прочесть его при свете "Калевалы" и "Старшей Эдды"». Естественно, я буду цитировать источники в оригинале и рассказывать, в том числе, и о них, так что, перефразируя самого Дж. Толкина, речь у нас пойдёт в особенности о древних текстах и истории.

Народам Средиземья посвящён специальный подраздел в разделе «Академия». Здесь же мы рассмотрим не просто германские элементы, а фрагменты древнегерманской модели мира, которые, как и в предыдущей публикации, определяют саму суть Толкиновского мира.

В рассмотрении германских истоков образа Эльфов особое место занимает созвучие «эльфийского» слова Eldar “Звёздные” и английского Elder “Старшие”, которое Толкин часто употребляет в отношении Перворождённых. Сам писатель отмечал, что созвучие это случайно [Nomen: 780], но я в своей диссертации [Соснин 2011], посвящённой древнегерманской модели мира, показал, что произведения Дж.Р.Р. Толкина дают нам упорядоченную и систематизированную картину, где элементы «эльфийского» и английского языков, особенно созвучия, дополняют друг друга, создавая объём и глубину художественного образа.

Среди «бычьих костей» мотивов и образов, которые варятся в мифопоэтическом «супе» Средиземья, особенно интересны элементы иранской мифологии – хотя бы потому, что она мало известна основной массе поклонников Толкина. Но не только. Зороастризм стал фактически первой мировой религией, оказавшей огромное влияние на религиозное сознание современной Западной Цивилизации, а иранские языки и культуры среди прочего повлияли на становление великорусской народности и русского литературного языка, так что эти элементы, как и финно-угорское влияние, делают творчество Толкина более понятным и близким именно нам.

Данная публикация – последняя из цикла статей, посвящённых различным мифологическим мотивам в творчестве Толкина и образующих фундамент для разговора о религиозных мотивах, который мы разместим со временем в разделе «Образы и мотивы Средиземья». Поскольку она затрагивает уже не просто мифологию, а религиозную систему, тесно примыкающую к христианству, то в ней я обозначу некоторые дискуссионные проблемы.

Мы продолжаем анализ гностических элементов в творчестве Толкина и во второй части поговорим о ключевых положениях религии гностиков и их преломлении в текстах английского писателя. Наше внимание будет сосредоточено на мифах о сотворении мира, Пробуждении, Призыве и Отчуждении.

Речь у нас пойдёт в особенности о Греции, так как древнегреческий язык играет особую роль в истории формирования литературных языков Рима и Европы, а Древняя Греция по праву считается колыбелью современной цивилизации: её науки, культуры и философии. Имена Платона, Аристотеля, Сократа и многих других древнегреческих философов знакомы, наверное, любому человеку, даже бесконечно далёкому от высоких материй. По этой причине именно древнегреческая, а вовсе не скандинавская традиция лежит в основе ключевых мотивов и образов творчества Толкина, и в первую очередь, именно с Древней Грецией связано Великое Кольцо Силы, вокруг которого разворачиваются драматические события «Властелина Колец».